Контакты
+38 068 470-87-19
+38 097 706-27-07
97400, Евпатория, АР Крым, Украина Дувановская, 17
Забронировать отдых, получить консультации Вы можете
On-line консультант:
|
|
208034073 |
|
Вы нашли наш сайт полезным? Мы будем благодарны, если Вы разместите ссылку на Вашем сайте или тематическом форуме:
Код ссылки:
Выглядеть ссылка будет так: Отдых в Евпатории
|
Код баннера:
Выглядеть баннер будет так:
|
|
|
Главная » Отдых в Евпатории » Древнее скифское городище "Чайка"
Евпатория. Древнее городище "Чайка"
Крымская археологическая экспедиция истфака Московского университета начала работы в Евпатории в 1963 году и ведёт их уже более 45 лет. Силами преподавателей и студентов факультета раскопана значительная часть городища у санатория"Чайка", греческие сельскохозяйственные усадьбы у Евпаторийского маяка и села Песчаное, некрополь у посёлка Заозёрное.
Основные раскопки проводятся и в настоящее время на городище. За это время не раз менялись концепции относительно истории и хронологии памятника. Исследования, проводившиеся в 1980-2000-х годах, позволяют наметить довольно определённую схему дат.
Раскапываемое городище представляет собой сложный многослойный памятник, содержащий остатки поселений античной и средневековой эпох. Первоначально здесь обосновались греки, а затем их сменили так называемые поздние скифы. Первым исследователем памятника А. Н. Карасёвым была предложена дата основания греческого поселения - V век до н. э. Однако эта датировка основана только на технике строительства, что представляется недостаточным. B 1966 году Карасёвым было открыто небольшое помещение с фрагментом рустованной кладки, которую он определил по технике кладки и руста V столетия до н. э. Но традиции техники строительства и обработки камня в отдалённых частях античного мира могли бытовать долго. И материал, как писал Карасёв, относился к III веку до н. э.
Дальнейшие раскопки показали отсутствие столь ранних материалов и позволили реконструировать историю городища античной эпохи. Основание греческого поселения относится к середине IV столетия до н. э. и связано с освоением Херсонесом территорий Северо-Западного Крыма, с его плодородными землями и богатыми рыбой морскими угодьями. Материалов ранее второй четверти IV века до н. э. на городище нет. Основные датирующие находки представлены нумизматическими материалами и керамическими клеймами. Монеты в основном относятся к середине IV-III веку до н. э. (рис. 1), а наиболее ранние черепичные клейма к 360-370-м годам до н. э.
История греческого периода на"Чайке" по данным раскопок выглядит так. Первый этап - это время строительства крепости властями Херсонеса. Крепость была возведена в традициях греческого фортификационного искусства, с привлечением архитекторов и умелых строителей. Оборонительные сооружения строились из прекрасно обтёсанных квадров, клавшихся"насухо" с тщательной подгонкой камней друг к другу. Камень брался из каменоломни, разработки которой находились в полутора километрах от поселения. Фортификационная система состояла из оборонительных стен и башен - дозорных и боевых, а также использовавшихся для укрытия жителей в случае опасности. В одной из башен находился колодец, позволявший выдержать долгую осаду.
Жилые постройки возводились из сырцовых кирпичей на каменных цоколях. В плане крепость представляла собой прямоугольник площадью 5,5 тысячи квадратных метров (рис. 2) и была укреплённым поселением, служившим центром сельскохозяйственной округи, куда свозились продукты земледелия и виноградарства для обработки и отправки в Херсонес. Открыты складские помещения, где размещались большие сосуды - пифосы, вмещавшие до 600 литров зерна или вина. О товарном производстве вина говорит находка большой винодельни, состоявшей из трёх каменных давильных площадок и стока (рис. 3), и большое количество тарной керамики - амфор (рис. 4), в которых вино на кораблях отправлялось в Херсонес. О том, что продукты отправлялись именно туда, свидетельствует знаменитый памятник лапидарной эпиграфики, так называемая присяга херсонесцев, где сказано, что жители равнин не имеют права продавать зерно в другие города, минуя Херсонес.
Жители крепости занимались также охотой, о чём говорят находки костей диких животных - благородного оленя, косули, кабана, сайгака, медведя, лисицы, зайца. Очень любили греки морепродукты. Среди находок часто встречаются бронзовые рыболовные крючки и очень большое количество остатков крабов - клешней и панцирей.
Многочисленные вещевые находки указывают на занятия прядением и ткачеством - это глиняные грузики для ткацкого станка и пряслица для веретенного прядения. Особенно интересен комплекс в одном из кухонных помещений: рядом с печами и жаровней для выпечки хлеба находилось более десятка глиняных пирамидальных ткацких грузил. Может быть, здесь стоял и ткацкий станок, может быть, грузики были приготовлены для обжига.
Археологические слои показали, что мирная жизнь крепости была прервана в конце IV века до н. э. Остатки строений первого этапа несут следы мощных пожаров и разорения.
Второй этап начинается на рубеже IV-III столетий до н. э. Архитектурный облик поселения кардинально меняется. Если на первом этапе крепость представляла собой пространство, обнесённое общими оборонительными стенами, вдоль которых шли складские помещения, жилые же дома располагались в центре и всё поселение было единым комплексом, то на втором этапе происходит полная перепланировка. Теперь территория городища делится на обособленные частновладельческие усадьбы, каждая из которых обнесена толстыми стенами. Открыто полностью три усадьбы.
Усадьба-1 площадью около 400 квадратных метров имела обычную для греческих усадеб планировку: вдоль оборонительных стен шли помещения, выходившие на двор, вымощенный большими плитами. Назначение помещений было различным: открыта кладовая с пифосами и две кладовые с амфорами, наполненными зерном, обуглившимся во время пожара. В кладовых также было много обломков посуды, например, походная фляга, украшенная красными концентрическими кругами, специальные блюда для рыбы. Рядом находилась кухня с двумя печами, в которой также найдено много разной глиняной посуды - кувшины, флаконы, кастрюли. Среди гончарной посуды, составляющей основную массу находок, встречаются и лепные сосуды, сделанные"от руки". Значит, здесь жители и сами изготовляли кухонную посуду, не довольствуясь только импортной, доставлявшейся в основном из Херсонеса. На дворе находилось два колодца.
Усадьба-2 с юга примыкает к первой. Особенность её - башня первого периода, в которой были устроены подвальные помещения для изготовления и хранения вина. Здесь стоял большой тарапан (каменная площадка для давления винограда) с врытой у слива нижней частью пифоса, рядом находилось отдельное помещение с пятью пифосами. Вдоль южной и западной стен были устроены открытые с одной стороны помещения, видимо, типа навесов. Они предназначались для хранения винограда, так как после уборки урожая собранный виноград несколько дней выдерживался на открытом воздухе перед дальнейшей обработкой, о чём писал ещё знаменитый автор VII века до н. э. Гесиод. Судя по этим находкам, усадьба принадлежала виноделу.
Ещё одна очень интересная находка была сделана в башне. Это комплекс предметов, связанных с религиозными представлениями греков, который состоял из миниатюрного каменного рельефа с изображением Геракла, терракотовой статуэтки Деметры и миниатюрного каменного алтаря (рис. 5). Такие алтарики использовались для жертвоприношений в виде сжигания зёрен или благовоний. Возможно, это остатки домашнего святилища, попавшие сюда с верхнего этажа во время пожара.
Усадьба-3, углом примыкавшая ко втрой, разительно отличалась от других греческих усадеб своей планировкой. Она имела два хозяйственных двора и помещения типа навесов вдоль северной и восточной стен. У северной стены внутри этих помещений располагался склад сырцовых кирпичей (рис. 6). Это уникальная находка, нигде в литературе нет аналогий этому объекту. Жилой дом находился в центре и делил территорию усадьбы на две части.
Таким образом, усадьбы, возможно, имели ремесленную специализацию. Ещё И. В. Яценко, возглавлявшая экспедицию до 1986 года, предполагала, что усадьба-1 принадлежала человеку, связанному с каменотёсным делом, так как там были найдены хорошо обработанные каменные плиты и антропоморфное надгробие херсонесского типа (рис. 7).
Усадебный период, по данным керамической эпиграфики, заканчивается во второй четверти III века до н. э., что прослеживается по слоям пожаров.
Следующий период продолжался с середины III столетия до н. э. и примерно до середины II века до н. э. B это время поселение, видимо, сильно сокращается в размерах. Строительных остатков этого времени сохранилось мало. Это остатки строительства на месте усадьбы-2 и башня - донжон на месте здания III века до н. э., встроенная в него и существовавшая до середины II столетия до н. э. В других частях городища в керамическом комплексе присутствует чернолаковая посуда указанного времени, что свидетельствует о продолжении жизни на греческом поселении в это время (рис. 8).
Греческие слои на городище"Чайка" наглядно на археологических материалах демонстрируют изменение статуса поселения. Первоначально будучи государственным образованием, оно затем становится поселением отдельных частных лиц. Причиной этого, возможно, послужили политические события, происходившие в Херсонесе, следствием которых было введение присяги херсонесцев, где упоминается возможность отъёма земли у полиса"греком". Возможно, часть оппозиционного населения Херсонеса осуществила захват земель Северо-Западного Крыма.
Причиной разрушений усадеб во второй четверти III века до н. э. были набеги скифов-кочевников, что исследователи связывают со скифо-херсонесскими войнами. Находки с"Чайки" подтверждают это предположение, так как в слоях обнаружены стрелы скифского типа и фрагменты конского убора.
Археологические находки позволяют говорить и о религиозных представлениях греков. Покровителем поселения, несомненно, был бог-герой Геракл. Найдено три каменных рельефа с его изображениями (рис. 9). Поклонялись также божествам плодородия: Деметре и Коре-Персефоне, Афродите, Кибеле. На городище найдено множество терракотовых статуэток этих богинь (рис. 10). Жертвоприношения носили бескровный характер. В ритуалах использовались зерно, благовония, о чём говорят находки миниатюрных алтариков со следами горения.
Примерно в середине II века до н. э. греческое поселение прекращает своё существование, частично заносится песком, и во второй половине этого столетия сюда переселяются так называемые"поздние скифы", прожившие здесь до 30-х годов I века н. э. С ними связан следующий этап в жизни городища. Поздние скифы строят своё укреплённое поселение. Оно во многом отличалось от греческого, в особенности техникой строительства. Если греки строили оборонительные сооружения из прекрасно обработанных камней, а жилые дома - из сырцовых кирпичей, то поздние скифы использовали для всех своих построек только необработанный, так называемый"рваный" камень. Следы разработок на каменоломне очень ярко это демонстрируют: в одной части каменоломни видны прямоугольные ровные канавки от выреза камня и почти обработанные, но не выбранные по какой-то причине квадры, а в другой - следы бессистемной выломки скальной породы, без подтёски.
Позднескифское поселение сохранилось довольно хорошо, поэтому можно представить, как жило здесь новое население. Вся территория посёлка была обнесена общей оборонительной стеной. В систему фортификации входили башни, служившие защитникам поселения для обстрела противника. Территория делилась на кварталы, состоявшие из отдельных небольших жилищно-хозяйственных комплексов. Как правило, дома имели два этажа. В нижних располагались кухни, кладовые, а вторые этажи занимали жилые помещения.
Археологические материалы свидетельствуют, что жители посёлка занимались земледелием. Найдены каменные ступы для размола зерна, зерновые ямы, выложенные камнем, для его хранения. Помимо земледелия, судя по остеологическому материалу, занятиями были и охота, и рыболовство. В одном из помещений найдена амфора, полная рыбьей чешуи.
Вещевые находки говорят о тесной связи населения посёлка с греческими центрами. Керамика в слоях преимущественно греческая, импортная. Это амфоры, столовая и кухонная посуда. Но очень большой процент занимает лепная керамика, имевшая различное назначение: и бытовое, и культовое. Несомненно, культовое значение имел лепной сосуд со схематическими изображениями человеческого лица (рис. 11).
B 1990-1992 годах к юго-западу от основного поселения был открыт комплекс строительных остатков с чертами, типичными для строительства"поздних скифов" и, в частности, с системой кладки"в ёлочку". В целом же, как и на основном поселении, материальная культура демонстрирует значительную степень эллинизации населения. Планировка поселений близка к греческой - вокруг мощёного двора располагаются помещения. Керамический комплекс в основном состоит из привозной посуды. Находки в одном из помещений предместья свидетельствуют о том, что это население использовало греческий пантеон. Здесь найдена терракотовая статуэтка (фрагмент) Афродиты Анадиомены с дельфином у ног, аналогии которой есть только на Боспоре и в Горгиппии. B центре помещения у глиняного столика стоял миниатюрный терракотовый алтарик, воспроизводивший форму греческого ступенчатого алтаря с акротериями (рис. 12).
Находки с городища"Чайка" говорят о том, что так называемое позднескифское население подверглось эллинизации не только в высших кругах, но и всё население восприняло греческую культуру. При этом не заметны признаки кочевого образа жизни. Население явно оседлое, с земледельческим типом хозяйства, с развитым каменным домостроительством. Поэтому говорить о генетической связи этого населения с кочевыми скифами не приходится. Возможно, переселенцы Чайкинского городища представляли собой часть земледельческого населения из какого-то греческого центра. Однако, вопрос об их этнической принадлежности остаётся открытым.
После ухода с городища поздних скифов территория эта пустовала довольно долго. Следующий этап - средневековый. Остатки этого времени представлены каменными кладками, ямами и керамикой. Они имеют различную сохранность и относятся к разным хронологическим отрезкам: V-VII, VIII-IX и XII-XV века. Есть также следы заселения XVII-XVIII столетий, засвидетельствованные находками керамических сосудов и курительных трубок. Период наиболее интенсивной жизни на"Чайке" в средневековое время - VIII-IX века. В это время здесь появляется поселение полукочевых племён Салтово-Маяцкой культуры, устроивших себе так называемый"зимник". Постройки из необработанного камня имели очень характерную манеру кладок - в виде"ёлочки". Кроме того, в слоях найдена керамика, присущая этой культуре, с волнистым орнаментом.
В полутора километрах от городища находился некрополь. Он был устроен на месте каменоломни и состоял из невысоких курганов и скальных захоронений. Некрополь раскопан почти весь. И хотя он был очень сильно ограблен ещё в древности, можно сделать выводы об обряде погребения. В более чем 40 курганах находились погребения, совершённые по греческому обряду, в особенности характерны погребения детей в амфорах. Они относятся к IV-III столетиям до н. э. В одном из них находился миниатюрный чернолаковый канфар - сосуд для питья вина (рис. 13). В целом обряд не сопровождался положением большого количества инвентаря, он довольно скуден. В основном это керамика, бусы, иногда перстни. Особенно много бус было в погребениях II века до н. э. - I века н. э. В одном из курганов найдено оружие: железные копьё и дротик. (рис.14). Иногда встречаются стрелы. Ярко прослеживается ритуал тризны во время погребения. В насыпях курганов содержалось большое количество обломков посуды.
Несмотря на то, что некрополь сильно ограблен, можно сделать выводы об имущественной дифференциации. Более состоятельные жители возводили для своих родных каменные склепы и клали с погребённым парадную чернолаковую посуду и украшения. Рядовые члены общины довольствовались простой керамикой и бусами. Работы на некрополе продолжаются.
Подводя итоги почти полувековым раскопкам в Евпатории, можно отметить, что проделана огромная работа по исследованию памятников античной и средневековой эпох, на основе которых создана историческая реконструкция событий, происходивших в Северо-Западном Крыму. Но они еще далеки до завершения. Каждый год раскопок приносит новые и новые открытия. А сколько ещё их ждёт нас впереди!
Ориинал статьи здесь ...
|
Посмотрите на фото Евпатории:
Если Вам понравилась эта страничка, нажимайте пожалуйста на кнопочки ниже:
|
|